Wednesday, September 2, 2015

Право на доступ больных к информации о состоянии своего здоровья реализуется в Российской Федерации не полностью

Доступ больных к сведениям о состоянии своего здоровья является важным причиной их доверия к докторам и здравоохранению в общем. Всякому гражданину РФ обеспечено право на получение таковой информации, и вдобавок на выбор лиц, которым она может быть передана (п. 5 ч. 4 ст. 19 закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об базах защиты здоровья граждан в РФ"; потом – закон об защите здоровья). Но фактически это право не всегда реализуется полностью, подтверждением чему помогают 3 основные неприятности в этой области:

  • непредоставление информации или представление ее в недостаточном объеме;
  • невозможность получения информации безвозмездно;
  • неосведомленность граждан о праве на получение сведений о состоянии своего здоровья.
Соответственно закону режим ознакомления больного с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, должен быть установлен полномочным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 22 закона об защите здоровья). Пока данный документ не принят. Проект подобающего приказа Минздрава Российской Федерации "Об одобрении Режима ознакомления больного или его абсолютно законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние организма больного" (потом – проект приказа)1 был создан министерством в декабре прошлого года. Он предполагает, что ознакомление с этими документами выполняется на базе письменного запроса больного либо его абсолютно законного представителя – по подготовительной записи в намерено отведенном и оснащённом системой видеонаблюдения помещении (в здании подобающей медицинской компании). Возможность ознакомления со сведениями о состоянии здоровья должна быть представлена гражданину на протяжении трех рабочих суток с момента регистрации его письменного запроса. Наряду с этим по желанию больного либо его абсолютно законного представителя ознакомление с данной информацией может производиться в соприсутствии медицинского сотрудника, участвующего в исследовании либо терапии больного, – для ее пояснения.
Общественники, которые, очевидно, обеспокоены проблемой доступа граждан к информации о здоровье, приготовили ряд правок к проекту приказа. Дискуссии этих предложений был посвящен круглый стол: "Неприятности доступа больных к информации о состоянии своего здоровья", состоявшийся 31 августа этого года в Общественной палате РФ по инициативе Межрегиональной публичной благотворительной правозащитной компании "Комитет за права гражданина".
Согласно законодательству сведения о итогах медицинского исследования, установленном диагнозе и прогнозе продвижения заболевания, способах оказания медицинской помощи и связанном с ними риске, итогах оказания медицинской помощи даётся больному в доступной форме лечащим доктором либо иными медработниками, прямо участвующими в его исследовании и терапии (ст. 22 закона об защите здоровья). Согласно точки зрения общественников, доступная форма информации предполагает, в частности, что доктора должны растолковывать больным, какой диагноз им поставлен (ясными словами, с пояснением медицинских терминов), какие лекарства избраны и каковы вероятные побочные эффекты от их потребления, чем угрожает несоблюдение рекомендаций по терапии и т. д. Фактически же этого, в большинстве случаев, не совершается.
Об ответственности медицинских сотрудников за неправильное оповещение больных смотрите в Домашней юридической энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите неоплачиваемый доступ на трое суток!
Получить доступ
Наряду с этим сведения о состоянии здоровья малышей младше 15 лет и недееспособных граждан сообщаются их абсолютно законным представителям. Члены правозащитных компаний предлагают разъяснить в проекте приказа, что к абсолютно законным представителям относятся отцы с матерью, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства, компании, в коих находятся недееспособные граждане. Кроме того предлагается представить право на получение сведений о здоровье больного на базе доверенности. Сейчас действует принцип соблюдения врачебной тайны (ст. 13 закона об защите здоровья), устанавливающий, что сведения о состоянии здоровья гражданина могут сообщаться иным лицам либо компаниям лишь с его письменного согласования (письменного согласования его представителя). С одной стороны, это оказывает помощь не допустить незаконный доступ к личным данным человека других лиц. Иначе, соблюдение врачебной тайны приводит время от времени к тому, что данные о состоянии здоровья больного не в состоянии получить даже его родственники. Предполагается, что доверенность на право получение таких разрешённых сможет решить эту проблему.
Обособленного внимания заслуживает вопрос о представлении информации о психическом здоровье граждан. Доктора должны предоставлять лицам, страдающим психическим расстройством, данные о характере расстройства, целях, способах, в частности альтернативных, длительности рекомендуемого терапии, и вдобавок о болевых ощущениях, вероятном риске, побочных эффектах и ожидаемых итогах. Вдобавок даваться эти сведения должны в доступной для больных форме и с учетом их психического состояния (ч. 2 ст. 11 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I "О помощь психиатра и гарантиях прав граждан при ее оказании"; потом – закон о помощь психиатра). Наряду с этим в ст. 9 закона о помощь психиатра отмечено, что сведения о обстоятельстве заявления гражданина за помощь психиатра, состоянии его психического здоровья и диагнозе составляют врачебную тайну и могут быть представлены для реализации прав и абсолютно законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе или по требованию его абсолютно законного представителя. Со слов начальника Центра защиты прав человека в психиатрии Комитета за права гражданина Любови Клещенко, кое-какие доктора-психиатры уверены в том, что эта норма носит необязательный характер и решение вопроса о представлении информации дано на благоусмотрение докторов. "На самом же деле доктор не вправе отказать в представлении таковой информации. Вместе с тем ему следует узнать цель получения аналогичной информации для определения ее характера, объема и формы изложения, и вдобавок пресечения вероятных незаконных деяний разных компаний, требующих от граждан справки о состоянии их психического здоровья. Распознав такую обстановку, доктор обязан разъяснить больному либо его абсолютно законному представителю, что для реализации им своих прав в определённой сфере деятельности представления аналогичных сведений не требуется", – выделила она.
Участники круглого стола подчернули, что граждане слишком мало осведомлены не только о праве на доступ к данным о своем здоровье, но и о иной социально значимой информации. Так, они не знают, какие медицинские услуги возможно получить безвозмездно, а какие – за деньги, на какие лекарства распространяются льготы и т. д. Согласно точки зрения главы государства Межрегиональной публичной компания калек "Столичное общество рассеянного склероза" Ольги Матвиевской, эту проблему возможно решить, расположив на информационных стендах во всех медицинских учреждениях памятки о правах больных: на доступ к информации, на льготные медицинские услуги (с списком таких услуг), на неоплачиваемое получение калеками технических средств реабилитации и др.
По результатам мероприятия был сформирован перечень предложений по решению проблемы доступа больных к информации о состоянии своего здоровья и иной социально значимой информации. Кроме вышеуказанных, он содержит, например, предложения о потребности:
  • утверждать любую запись о медицинском вмешательстве в истории заболевания (медицинской карте) не только подписью доктора, но и подписью больного;
  • выдавать по требованию больного не только выписной эпикриз, но и копии всех подшиваемых в медицинскую карту документов;
  • гарантировать больному полное время для дискуссии с доктором вопросов е

No comments:

Post a Comment